В основе видеоспектакля Творческого объединения «Гнездо», вышедшего в 2023 году — первая постановка в России трагедии Эсхила «Просительницы» («Молящие») в переводах Соломона Апта, Адриана Пиотровского и Вячеслава Иванова. Пьеса Эсхила основана на древнегреческом мифе о Данаидах и написана около 2500 лет назад.
Эсхил (525 — 456 гг до н. э.), часто именуемый «Отцом трагедии», был также ветераном Греко-персидских войн. Защищая свободу Афин от персидской деспотии, Эсхил прошёл все самые значимые сражения своей эпохи (Марафон, Саламин, Платейская битва).
Возможно, поэтому в своих произведениях драматург показывал войну не с парадной стороны. Он мог описывать события со стороны побеждённого противника (трагедия «Персы») или, как в «Просительницах», делал героями пьесы мирных людей, бегущих от преступлений войны.
И одновременно «Просительницы» — первое произведение литературы, где возникает тема античной полисной демократии: вопросы возможной войны и предоставления убежища глава города, царь Пеласг, не вправе решить в одиночку, без учёта мнения народного собрания, то есть тех, кому, в случае войны, предстоит сражаться, убивать и погибать.
Самое раннее известное нам исполнение «Просительниц» в Афинах состоялось в 463 году до нашей эры, однако по ряду архаических особенностей драматургии учёные относят пьесу к середине 470-х годов до н. э. Таким образом, если литературоведы правы, «Просительницы» — древнейшая пьеса в мире (из дошедших до наших дней).
При этом действие античной трагедии разворачивается будто бы в XXI веке: сёстры Данаиды, нелегальные мигрантки из Ливии, бегут на корабле через Средиземное море в Грецию, надеясь найти здесь убежище от войны, оккупации своей родной страны и угрозы насильственного брака со своими двоюродными братьями, Египтидами.
Война, преступления оккупантов на захваченных территориях, насилие, в том числе сексуальное, по отношению к мирному населению, его беззащитность перед произволом, нерешительность остального мира перед лицом зла, неравноправие мужчин и женщин, гендерные стереотипы и токсичная маскулинность — вот круг тем и проблематика «Просительниц убежища» в «Гнезде».
Продолжительность: 1 час без антракта
Автор сценической версии и режиссёр-постановщик — Александр Гнездилов
В ролях: Аида Ахмеджанова, Виктор Балабанов, Эрвин Гааз, Евгений Елсуков
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.